Прикладная Лингвистика > Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 035700 ЛИНГВИСТИКА (СТЕПЕНЬ БАКАЛАВР)
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 620200 ЛИНГВИСТИКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 620200 - ЛИНГВИСТИКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
1 | 2 | 3 |
ГСЭ | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины | 1800 |
ГСЭ.Ф.00 | Федеральный компонент | 1260 |
ГСЭ.Ф.01 | Древние языки Cведения о фонетике и графике изучаемых древних языков; их лексика и грамматика; чтение, перевод и грамматический анализ текстов; интерпретация текстов в историко-культурном контексте; лингвистическая терминология, основанная на лексике изучаемых древних языков. |
340 |
ГСЭ.Ф.02 | Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной под-готовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физиче-ская культура и спорт как социальные феномены общества. Зако-нодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности исполь-зования средств физической культуры для оптимизации работо-способности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физическо-го воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физиче-ских упражнений. Профессиоения сложившейся теории или практики. При разранально-прикладная физическая подготовка студентов.
|
408 |
ГСЭ.Ф.03 | Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и ис-точники изучения истории. Понятие о классификации историче-ского источника. Отечественная историография в прошлом и на-стоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Про-блема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы ста-новления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государ-ственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблема взаимовлия-ния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Мо-сквы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе са-модержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального об-щества в России: общее и особенное. Общественная мысль и осо-бенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в ми-ровую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация обществен-ных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общеми-рового развития в начале века. Политические партии России: ге-незис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их резуль-таты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последст-вия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиле-ние режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государст-венного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР, Беловеж-ские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической мо-дернизации. Культура в современной России. Внешнеполитиче-ская деятельность в условиях новой геополитической ситуации. |
|
ГСЭ.Ф.04 | Культурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология, семиотика и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфо-логия культуры, функции культуры, субъект культуры, культуроге-нез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социаль-ные институты культуры, культурная самоидентичность, культур-ная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и мас-совая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфиче-ские и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализа-ции в современном мировом процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. |
|
ГСЭ.Ф.05 | Политология
Объект, предмет и метод политической науки. Функции полито-логии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место полити-ки в жизни современных обществ. Социальные функции полити-ки. История политических учений. Российская политическая тради-ция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Осо-бенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. По-литическая система. Политические режимы, политические пар-тии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы по-литического знания. Экспертное политическое знание; политиче-ская аналитика и прогностика. |
|
ГСЭ.Ф.06 | Правоведение
Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государст-ва. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридиче-ские лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нару-шение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности суп-ругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответствен-ность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответ-ственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональ-ной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодатель-ные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. |
|
ГСЭ.Ф.07 | Психология и педагогика
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психо-логии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъ-ект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основ-ные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представле-ние. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внима-ние. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Общение и речь. Психология речи. Основные понятия и методы психолингвистики. Вербальное и невербальное мышление. Бес-сознательное в его вербальном и невербальном выражении. Мо-дели порождения высказывания. Психолингвистические аспекты онтогенеза мышления и речи. Патология речи. История и перспек-тивы психолингвистических исследований. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обуче-ние, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодейст-вие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как со-циокультурный феномен и педагогический процесс. Образова-тельная система России. Цели, содержание, структура непрерыв-ного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и раз-вивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, кон-ференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогиче-ским процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокуль-турная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. |
|
ГСЭ.Ф.08 | Русский язык и культура речи
Фонетика, морфология, синтаксис, семантика современного рус-ского языка. Лексика современного русского языка. Стили совре-менного русского языка, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвисти-ческие факторы публичной речи. Сфера функционирования, видо-вое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языко-вых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Особенности устной публичной речи. Стили произношения и типы произнесения. Оратор и его аудито-рия. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогатель-ных материалов. Словесное оформление публичного выступле-ния. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Интернациональ-ные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль ком-мерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные коммуникативные, этиче-ские аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совер-шенствование грамотного письма и говорения (нормативное про-изношение, смысловое ударение, смысловое членение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства ком-муникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельно-сти. |
|
ГСЭ.Ф.09 | Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические со-циологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобиль-ность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общест-венное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие эко-номики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Мировая конфликтология. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Фор-мирование мировой системы. Место России в мировом сообщест-ве. Методы социологического исследования. Язык как основа социального взаимодействия. Понятия и методы социолингвистики. Язык в межличностном отношении. Социум и язык. Власть и язык. Языковая ситуация. Социолингвистический аспект эволюции языков. Контактные языки. |
|
ГСЭ.Ф.10 | Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Станов-ление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеаль-ного. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Де-терминизм и индетерминизм. Динамические и статические зако-номерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в систе-ме социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизаци-онная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и от-ветственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жиз-ни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. По-знание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяс-нение. Рациональное и иррациональное в познавательной дея-тельности. Проблема истины. Действительность, мышление, ло-гика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. |
|
ГСЭ.Ф.11 | Экономика
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономиче-ские системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Инди-видуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замеще-ния. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убываю-щей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды из-держек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и от-расли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Ан-тимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и за-нятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругообо-рот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Нацио-нальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Без-работица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические цик-лы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и сово-купное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Госу-дарственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюд-жетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Фор-мы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы, преобразования в соци-альной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. |
|
ГСЭ.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 270 |
ГСЭ.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ву-зом | 270 |
ЕН | Общие математические и естественнонаучные дисциплины | 700 |
ЕН.Ф.00 | Федеральный компонент | 500 |
ЕН.Ф.01 | Математика и информатика
Аксиоматический метод, основные структуры, составные структу-ры, вероятности, языки и программирование, алгоритмы, компью-терный практикум. |
300 |
ЕН.Ф.02 | Концепции современного естествознания
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; струк-турные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопреде-ленности, дополнительности; динамические и статистические за-кономерности в природе; законы сохранения энергии в макроско-пических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строе-ние и история геологического развития земли; современные кон-цепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотиче-ская основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая обо-лочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития жи-вых систем; многообразие живых организмов - основа организа-ции и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: фи-зиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; био-этика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Проблема создания искусственного интеллекта. |
200 |
ЕН.Р.ОО | Дисциплины, устанавливаемые по предложению УМО | 100 |
Информатика и программирование
Понятие об архитектуре ЭВМ, операционная система, файловая система и основные команды операционной системы. Основные конструкции языка процедурного программирования; построение и отладка программы; структуры данных: простые типы, массивы, векторы, записи, множества, списки, очереди, стеки, деки, графы, файлы; понятие о вычислительной сложности алгоритма; некото-рые алгоритмы сортировки; бинарные деревья и бинарный поиск, поиск на графе в ширину и глубину; основные понятия теоpии фоpмальных гpамматик и языков; логическое программирование; системы управления базами данных: определение, состав, основ-ные принципы построения баз данных, способы организации ин-формации в базах данных; понятие модели данных; модели дан-ных: реляционная, иерархическая, сетевая. Элементы дискретной математики. |
||
ЕН.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ву-зом | 100 |
ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 3348 |
ОПД.Ф.00 | Федеральный компонент | 2400 |
ОПД.Ф.01 | Введение в специальность
Место лингвистики в ряду других наук; основные объекты изуче-ния лингвистики: речь и язык; феномен языка; функции языка; зна-ковая природа языка, его отношение к другим коммуникативным системам. Языковая парадигматика и синтагматика. Способы научного описания языка; коммуникативный акт и его моделирование; синхронный и диахронный аспекты описания языка; язык и языки. Разновидности классификаций языков. Генеалогическая и типоло-гическая классификация. Язык и мышление; язык и культура. Прикладные аспекты лингвистики. Метод моделирования в лингвистике; методы проверки языковых данных и проверки лингвистических гипотез; интегральные моде-ли языка и речевой коммуникации. Система лингвистических знаний. |
|
ОПД.Ф.02 | Фонетика
Предмет и задачи фонетики; место фонетики в системе языка. Фо-нетика, фонология, морфонология. Устройство и функционирование речевого и слухового аппарата человека, основы речепроизводства и речевосприятия, механизмы речи и закономерности их функционирования. Артикуляционная, акустическая, перцептивная и функциональная интерпретация и классификация звуков речи; сегментный и про-содический компоненты звучащей речи. Фонетическая, фонологическая и морфонологическая транскрип-ции, транскрипционные знаки Международной фонетической ас-социации (МФА). Теоретическая база фонологических моделей. Основные фоноло-гические школы. Элементы фонологической типологии. Законы сочетаемости фонем (фонотактика); фонетические процес-сы (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и др.); функции фо-нем и просодических единиц в составе слов и единиц более высо-ких уровней. Просодическая структура звучащего текста и дискур-са. Компьютерное моделирование, анализ, синтез и распознавание речевого сигнала. |
|
ОПД.Ф.03 | Морфология
Предмет и задачи морфологии; место морфологии в системе языка; основные разделы морфологии. Означаемое и означающее в морфологии; понятие морфа, правила выделения морфов, понятие морфемы; типы отношений между означаемым и означающим; понятие мегаморфа, супплетивного морфа, морфологической идиомы. Конструктивная грамматическая и частеречная классификация морфов; синтактика морфа; понятия нулевого и пустого морфа. Типы отношений между морфемами в словоформе, понятие тема-тического морфа, основы, корня и флексии. Проблема выделения единиц морфологического уровня. Понятие грамматической категории. Типы грамматических катего-рий. Словоизменительные и словообразовательные категории. Морфологическая типология языков. |
|
ОПД.Ф.04 | Синтаксис
Предмет и задачи синтаксиса; место синтаксиса в системе языка. Синтаксические единицы; синтаксическая структура предложения и способы ее представления. Понятие синтаксического отношения, способы оформления син-таксических отношений, типы синтаксических отношений; крите-рии определения главного и зависимого в синтаксической паре; факторы, определяющие тот или иной способ оформления синтак-сических отношений. Модель управления лексем, понятие валент-ности. Синтаксическая синонимия и омонимия. Синтаксические процессы и их типы. Правила построения поли-предикативных структур. Порядок слов и актуальное членение. Просодические компоненты предложения и их роль в синтаксической структуре предложения. Современные синтаксические модели. |
|
ОПД.Ф.05 | Семантика
Предмет и задачи семантики; место семантики в системе языка; логическая и лингвистическая семантика. Структура означаемого языкового знака: экстенсиональный ком-понент (референт, денотат), интенсиональный компонент (сигни-фикат); прагматический и синтаксический компоненты знака. Метаязыки описания семантики; требования, предъявляемые к ме-таязыку. Семантические единицы и семантические отношения; приемы выделения семантических единиц; семантическое представление (интерпретация) языкового выражения; гипотезы о семантической структуре языкового знака и способы их верификации; полисемия, омонимия; синонимия, антонимия, гипонимия и другие семанти-ческие корреляции. Эксплицитные и имплицитные компоненты смысла высказыва-ния. |
|
ОПД.Ф.06 | Дискурс
Дискурс как один из основных объектов лингвистики. История дискурсивного анализа как междисциплинарной области. Порож-дение и понимание дискурса. Устный и письменный дискурс. Жанры и типы дискурса. Макроструктура дискурса (абзацы, группы реплик в диалоге, то-пик, сценарии, схемы). Микроструктура дискурса: грамматические и просодические явле-ния, подверженные действию дискурсивных факторов (дан-ное/новое, референция, анафора, тема и рема, подлежащее, залог, порядок слов, главные/ зависимые предикации, просодия предло-жения). |
|
ОПД.Ф.07 | Лексикография
Основные принципы лексикографического описания; виды и раз-новидности словарей; типы словарной информации; основные типы словарей; навыки пользования словарями. Терминоведение. |
|
ОПД.Ф.08 | Основы прикладной лингвистики
Основные приложения теоретической лингвистики. Прикладная лингвистика и основные сферы ее функционирования. Взаимо-связь и взаимодействие теоретической и прикладной лингвисти-ки. Различные подходы к определению прикладной лингвистики. Получение, хранение, обработка и передача вербальной информа-ции; автоматическая обработка естественного языка: анализ, син-тез и распознавание звучащей речи, морфологический и синтакси-ческий анализ текста; банки данных и базы знаний; текстовые процессоры. Приложения лингвистики в области перевода. Автоматизирован-ные и полуавтоматизированные системы перевода. Прикладная лексикография. Приложения лингвистики в области социального взаимодействия. Лингвистические основы преподавания языка; лингводидактика; обучающие лингвистические системы. Квантитативные методы и новые информационные технологии в прикладной лингвистике. |
|
ОПД.Ф.09 | Формальные модели в лингвистике
Основные типы формальных моделей для описания языка; средст-ва формализации в фонологии, морфологии, синтаксисе, семанти-ке; интегральная модель описания языка и ее основные компонен-ты. Понятие формальной грамматики; классы формальных грамматик: порождающие, категориальные и др. Моделирование лингвистических исследований. |
|
ОПД.Ф.10 | Автоматическая обработка естественного языка
Общие принципы построения систем обработки текста (письмен-ного и устного); соотношение систем синтеза и анализа. Системы автоматической обработки текста: информационно-поисковые и экспертные системы, системы автоматического ин-дексирования, аннотирования и реферирования текстов, системы управления базами данных, редакционно-издательские системы, системы машинного перевода и др.; технология гипертекста. Системы анализа и синтеза устной речи. Лингвистические процессоры; модульный принцип их построе-ния. |
|
ОПД.Ф.11 | Сравнительно-историческое языкознание
Общее представление о родстве языков; понятие регулярного фо-нетического соответствия и фонетического закона; изменения по аналогии. Теоретические основания сравнительно-исторического метода; методы внешнего сравнения и внутренней реконструкции. Основные понятия глоттохронологии. Генеалогическая классификация языков. Основные достижения индоевропеистики. |
|
ОПД.Ф.12 | Лингвистическая типология и языковые ареалы
Объект и эмпирическая база типологии. Взаимодействие типоло-гии с другими дисциплинами. Языковой тип, языковые параметры, языковые универсалии и фреквенталии. Пространство типологических возможностей. Импликативные отношения между значениями языковых пара-метров. Уровневые и межуровневые импликации. Маркирован-ность в типологии. Понятия иерархии, прототипа. Мотивирован-ность языковых типов. Типология языковых уровней. Ареальная лингвистика. Основные языковые ареалы. |
|
ОПД.Ф.13 | История лингвистической науки
Основные этапы в развитии мировой лингвистики; основные центры зарождения лингвистической мысли; лингвистические традиции, лингвистические школы; лингвистика в России. Основные современные лингвистические теории, представлен-ные в отечественной и зарубежной науке; теории, относящиеся к разным компонентам лингвистической модели; общая характеристика современных теорий. |
|
ОПД.Ф.14 | Семиотика
Предмет семиотики, ее цели и задачи. Место семиотики в кругу других дисциплин. Предметные области семиотики. Исходные семиотические понятия: семиосфера, семиотическая система, знак, означающее знака, означаемое знака, типология зна-ков, коммуникативный акт, коммуникативный контакт, адресант, адресат, семиотический текст, код, кодовая система, иллокуция, локуция и перлокуция. Семио- и лингвогенез. Генетический код как первая семиотиче-ская система. Внутренний и внешний мир живого организма. Зна-ковые системы как элемент схемы прямой и обратной связи живо-го организма с внешней средой. Семиогенез и эволюция. Услож-нение семиотических систем в процессе эволюции, его связь с ус-ложнением структуры организмов. Черты, отличающие язык чело-века от языка животных. Проблема происхождения языка челове-ка. Анализ простейших семиотических систем. Анализ сложных се-миотических систем. Типология семиотических систем. Семиоти-ческие системы культуры, их генезис. Роль семиотических систем в жизни человеческого общества. |
|
ОПД.Ф.15 | Математические основы гуманитарных знаний
Введение в современную математику: основные черты математи-ческого мышления; аксиоматический метод; основные этапы ста-новления современной математики; структура современной мате-матики; математические доказательства; элементы, множества, отношения, отображения; числа; комбинаторика; конечные и бес-конечные множества; основные структуры на множестве; элемен-ты теории графов. Основные элементы математического анализа. Алгебра: основные алгебраические структуры, векторные про-странства и линейные отображения, булевы алгебры, элементы численных методов линейной алгебры; Математическая логика: символический язык математической логики; логика высказываний; логика предикатов; прикладные ис-числения предикатов. Теория вероятностей и математическая статистика; матема-тические методы проверки гипотез, принцип максимального правдоподобия; оценка параметров распределений; критерии со-гласия. |
|
ОПД.Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент. | 648 |
Практический курс второго иностранного языка (см. ДС.01.02) | ||
ОПД.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые ву-зом (факультетом) | 300 |
ДС.00 | Дисциплины специализации | 4502 |
ДС.01 | Дисциплины специальности | 3252 |
ДС.01 | Практический курс основного и второго иностранных языков
Орфографическая, орфоэпическая, лексическая, грамматическая и стилистическая нормы изучаемых языков. Развитие общей и коммуникативной компетенции применительно ко всем видам коммуникативной деятельности в различных сферах речевой коммуникации. Основные речевые формы высказывания: повествование, описа-ние, рассуждение; монолог, диалог, полилог. Культура речи, речевой этикет. |
|
ДС.02 | Дисциплины специализации | 1250 |
ФТД.00 | Факультативы | 450 |
ФТД.01 | Военная подготовка | 450 |
Всего часов теоретического обучения: | 10098 |
Итоговая государственная аттестация: | 702 |
Практика: | 540 |
Итого: | 11 340 |
Вы нашли ошибку
Если Вы:
- нашли грамматическую ошибку;
- спам, рекламу;
- увидели дублирующися текст;
Выделите этот фрагмент текста, и нажмите клавиши Ctrl + Enter. Данное выделение будет отправлено нам на исправление.
Если Вы:
- нашли грамматическую ошибку;
- спам, рекламу;
- увидели дублирующися текст;
Выделите этот фрагмент текста, и нажмите клавиши Ctrl + Enter. Данное выделение будет отправлено нам на исправление.