Иномарки СССР

Иномарки в Советском Союзе — блеск и трагедия

Как всем известно, порядочные граждане СССР в булочную на такси не ездили, а если и ездили, то исключительно на собственных авто. Однако советские автомобили зачастую оставляли желать лучшего по качеству сборки и ремонтопригодности, и тем больший восторг на улице вызывал какой-нибудь трофейный «Опель», оставшийся на ходу после Великой Отечественной, не говоря уже о более современных моделях.

Трофейная роскошь

Автомобили в 20-30-е годы ХХ века во всех странах воспринимались как некие языческие божества - «самодвижущиеся тележки». Однако если в большинстве европейских государств (не говоря уже о США — стране Генри Форда) после Второй мировой войны автомобильное производство получило серьёзное развитие, то в Советском Союзе ещё в 60-х годах автовладелец автоматически приравнивался к представителю высшей касты. Впервые послевоенные иномарки в СССР появились в гаражах партийной элиты и фронтовых генералов - в большинстве своём это были ленд-лизовские «Виллисы», трофейные «Опели» и «Мерседесы». Но вскоре ситуация изменилась.

Балетные «трофеи»

Первые «гражданские» иномарки в Советском Союзе появились благодаря нашим великим артистам — оперным дивам, балеринам, актёрам театра и кино, музыкантам — а также спортсменам, регулярно выезжавшим в зарубежные поездки. Достоверно известно, что единственный «Меркьюри-Монтеррей», автолегенда, да ещё и с «автоматом», в СССР появился благодаря знаменитой балерине Галине Улановой, которая привезла его из США в 1958 году. Таким же образом в стране появлялись и другие заграничные авто, немалой популярности которых способствовала выставка американских «достижений народного хозяйства» в 1959 году в Москве.

Автомобильная экспансия

Хрущёвская оттепель и брежневский застой породили невероятный дефицит качественной автотехники и, как следствие, яростное желание большинства водителей обзавестись «иностранкой». Путей было немного — покупка иномарки у зарубежных дипломатов, возвращавшихся домой, либо полулегальное приобретение подержанных «Ситроенов» и «Тойот» у моряков нашего торгового флота. Большое количество иностранных автомобилей закупалось для испытаний и нашими автомобильными КБ — Тольятти и Горький могли похвастаться большим количеством «подопытных» иномарок.

Однако судьба этих «иностранцев» в СССР была незавидной — обслуживать и ремонтировать их было просто некому, к тому же нереально было достать расходники и запчасти для иномарок. В «раздатки» внедорожников заливалась обычная отечественная «минералка», первые авто с нейтрализаторами заправлялись этилированным топливом... Увы, большая часть американских, японских и европейских красавцев, шедевров мирового автопрома, были брошены и сгнили во дворах «сталинских высоток», в гаражах «МосФильма» и ангарах автозаводов. К счастью, сегодняшним иномаркам такая судьба не грозит — запчасти доступны, автосервисов очень много, да и самих «иностранок» на российских дорогах не в пример больше.