+7 (422) 41-48-20

г. Ульяновск, ул. Гончарова, 16

История музея


История создания в Ульяновске Музея А.А.Пластова долгие годы буквально витала в воздухе. Она принадлежит председателю счётной палаты РФ Степашину С.В., губернатору Ульяновской области С.И.Морозову, внуку художника Н.Н.Пластову, а также многочисленным любителям и почитателям творчества выдающегося живописца. Можно сказать, что музей возник как народное приношение великому земляку. Имя Пластова открывало фонды архивов, музеев, знакомые и незнакомые люди приносили пластовские фотографии, документы, предметы народного быта. Достаточно сказать, что в дар новому музею были переданы шесть бесценных ранних рисунков художника.

И вот теперь на улице Гончарова в доме №16, в самом центре пластовского Симбирска-Ульяновска возник новый оазис национальной культуры и подлинных духовных ценностей. В старинном мемориальном здании Музей Пластова получил необходимое пространство для того, чтобы история жизни и творчество великого человека и великого художника разворачивались свободно и постепенно. В настоящее время в экспозиции представлено более пятидесяти подлинных произведений из коллекции областного художественного музея, первой по численности и третьей по значимости после собраний Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Совокупность произведений позволяет правильно и полно ощутить мировоззрение мастера, мир его образов, обаяние его личности.

Всю жизнь Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) был связан с приволжским краем. Именно в Симбирске он сформировался как художник, а на своей родине, в Прислонихе, в Богоявленском храме, построенном и украшенном его дедом и отцом, дал клятву быть живописцем и никем более. Мы гордимся тем, что Пластов - симбирянин, ульяновец, что наша земля дала миру Пластова-художника, Пластова-философа, Пластова-поэта.

Великий художник в своих живописных полотнах возвёл пластический показ действительной жизни на уровень абсолютного художественного совершенства и душевной правдивости Чудесно-простое в природе и людях он показал с такой силой любви и таланта, что скромные образы его творений приобрели гуманистический пафос, свойственный лишь высочайшим явлениям искусства.

Гигантская космологическая интуиция Пластова работала в полную силу при создании таких шедевров, как «Костёр в поле», «Деревенский март», «В лесу», «Осень», «Прислониха», «Мартовское солнце». В них скрыт именно тот внутренний художнический импрессионизм, который позволял живописцу преображать мир, заставляя его жить новой условной жизнью трёхмерного пространства, заключённого в плоскость холста. В числе лучших пейзажей художника «Рим. Аппиева дорога» (1957). Картина была написана после поездки в Италию в 1956 году. Вместе с группой художников (Герасимов, Иогансон, Чуйков, Кукрыниксы, Яблонская) Пластов был участником Международной художественной выставки «Биеннале ди Венеция».

В галерее портретов, созданных Пластовым, такое многоцветье типов, будто собирал их художник по всей необъятной нашей стране. На самом деле - все они его односельчане, написанные увлечённо, без прикрас, такими, какими они были в жизни. В многочисленных портретах Пластов раскрывает нравственную чистоту, доброжелательность, стойкость и ту особую человеческую красоту, которая проявляется в итоге честно прожитой трудовой жизни в близости с природой. До конца жизни у Пластова любимым оставался жанр натюрморта.Он являлся неиссякаемым источником творческого вдохновения. Натюрморт помогал живописцу познать и художественно подчинить себе стихию реальности. Именно в натюрморте проявлялось щедрое, полнокровное восприятие жизни художником.

Сочно, хлёстко, свежо, точно по цвету написан «Натюрморт с грибами». Поэтому зрителям захватывающе интересно вместе с художником, подчиняясь его воле, проделывать путь от реального мира к его художественному преображению, приобщаясь к чуду удвоения реальности. Задача Музея А. А. Пластова - дать возможность зрителям почувствовать многомерную красоту жизни великого человека и великого художника, её осмысленность, её нацеленность на созидание и разбудить в них стремление к столь же осмысленному существованию здесь и сейчас.